Какие из этого можно сделать выводы:

А) отказаться от маргарина, постараться не смешивать растительные и животные жиры (например, мясо жарить на воде, а не на растительном масле).

Б) растительные жиры с высоким содержанием ненасыщенных жирных кислот без примеси животных жиров не смогут вызвать атеросклероз и их можно употреблять без опаски.

Что касается маргаринов, то в США уже 10 лет на глазах у всей общественности длится «жировой скандал». Он начался из-за того, что группа ученых Гарвардского университета опубликовала результаты своих исследований, показывающих, что употребление маргарина примерно в два раза увеличивает опасность сердечнососудистых заболеваний, в том числе ишемической болезни сердца.

Сельскохозяйственные монополии, производящие заменители масла, конечно, оказались в очень затруднительном положении, но смогли вывернуться и добились того, что выпуск их продукции не стали запрещать. Скандал длиться уже долгое время, а конца ему не предвидится.

Иногда мне задают такой вопрос: а как же долгожители Кавказа? Ведь у них традиционно смешивают в блюдах растительные и животные жиры, а заболевания ишемической болезнью сердца у них, тем не менее, не распространены.

Совершенно верно. И вопрос абсолютно правильный — очень часто в своих национальных блюдах горцы смешивают различные виды жиров, и это не приносит им ощутимого вреда.

Чтобы разобраться в этом вопросе, нам придется узнать кое-что из медицины.

Одним из основополагающих учений медицины является учение о коллатералях. Людям, занимавшимся изучением болезней, давно известен факт замещения одним кровеносным сосудом другого, погибшего или травмированного.



46 из 399